Самое интересное от Яна Арта

Свободная касса

A A= A+ 16.01.2012

Российский банкинг выжил. Его призывают кредитовать и инвестировать. С кого начать? Что делать? Кто виноват?

Все по кругу. О каком развитии кредитования, инвестициий и вообще либерального банкинга можно говорить, если экономика лишена и либерализма и даже намека на развитие? Да, власти делают вид, что есть и то, и другое, говорят об инновациях и о поддержке бизнеса, но – воз и ныне там, бизнес в России не живет, он выживает.

Чего не хватает?

Господдержки? Фондов господдержки предпринимательства наплодили великое множество. В каждом городке – соответствующий чиновник. Есть специальный госбанк для этих целей, у него – дочерний банк, у того – программы, у программ – уполномоченные и агенты. Не помогает. То ли поддержка вся рассасывается на этой долгой цепочке, то ли – мертвому припарки.

Правильных налогов? Их то снижали, то поднимали. Делали то большими, то либеральными. Не помогает. То ли либеральность российских налогов компенсируется объемом необходимых взяток, то ли – опять мертвому припарки.

В чем причина?

…Недавно американская неправительственная организация Heritage Foundation обнародовала итоги исследования «Индекс экономической свободы». Первое место в рейтинге свободной экономики занял Гонконг, второе - Сингапур, третье - Австралия, четвертое - Новая Зеландия, пятое — Швейцария. США в этом рейтинге на 10-й позиции, Британия – на 14-й, Эстония – на 16-й. Замыкают рейтинг на 177-179-х местах Куба, Зимбабве и Северная Корея. Россия в рейтинге заняла 144-й место.

Понятно, что 144-е место – это ближе к Зимбабве, чем к Швейцарии и Новой Зеландии. По рейтингу коррупционности, напомню, Россия соседствует с Угандой. Может, в этих двух рейтингах и заключается ответ на риторический вопрос о судьбе российского бизнеса?

Тогда – что? Поговорим о модернизации? Обсудим проекты олимпийского Сочи и мирового финансового центра в Москве? Подискутируем о краудсорсинге? Поусмехаемся над поэтами и гражданами?

Или – подумаем о свободе как необходимом (хотя и недостаточном) условии развития экономики и бизнеса. А там, глядишь, появится, кого кредитовать, куда инвестировать и на чем растить финансовую индустрию.

Альбер Камю когда-то сформулировал емко и четко самую верную, пожалуй, формулу свободы: свободен тот, кто может не лгать. Было бы любопытно попробовать – в том числе, и при обсуждении банковских проблем.

Но есть одна проблема. Если бы проблема свободы заключалась только в «большой политике» - каким ясным и понятным был бы рецепт успеха! Но трудно представить себе свободную экономику, построенную несвободными людьми. А их свобода зависит не только от диктата одной политической силы без права на перемены. Она еще зависит и от тысяч маленьких «королей» - работодателей. Поскольку в массе своей россияне несвободны финансово. И – не стремятся к этому.

Любопытны данные опроса, предпринятого недавно порталом Superjob.ru. Респондентов спросили: «Готовы ли вы приобретать акции той компании, продукцией которой вы регулярно пользуетесь?». Выяснилось, что 64% - не готовы. И показателен комментарий одного из респондентов: «каждому - свое».

Вот тут и ответ. Россияне не готовы быть минисобственниками. Им эта позиция непривычна, некомфортна.

…Говорят, что средний класс – это фундамент демократии и свободного общества. И у нас он, судя по количеству автомобилей и объемам продаж ширпотреба, уже есть. Но, помилуйте, какой же это средний класс, если он целиком зависит от жалованья? То есть, в конечном счете, - от нефти, как и власть предержащие. Как заметил когда-то один человек, «средний класс у нас назначили». А значит – до свободной экономики России еще идти долгими и нудными дорогами Зимбабве. И, возможно, начинать надо не с кредитов. Не с модернизации. И даже не с выборов.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3237